Email: info@alugros.com
Время работы: ПН-ПТ 08:00 — 17:00

Сервисная служба
+375445111622 viber whats app

РФ, г.Смоленск, Трамвайный проезд, д.6В

8 800 302 18 53

Звонок по России бесплатный
Заказать звонок
ГлавнаяМенюО компании СтатьиКак нужно кормить высокопродуктивных коров?

Как нужно кормить высокопродуктивных коров?

Как нужно кормить высокопродуктивных коров?

В настоящее время высокопродуктивное молочное скотоводство выдвигает новые требования к базовым зоотехническим вопросам. В частности, после того, как в 1861 году в результате многолетней селекционно-племенной работы ученых США и Канады, была выведена голштинская порода молочного направления продуктивности (рис. 1), фактически все технологические аспекты кормления и содержания скота в мире начали ориентироваться именно на эту породу.

Как нужно кормить высокопродуктивных коров?

 Рисунок 1. Голштинская порода молочного скота

Сегодня голштины в США составляют около 90 %, а в Канаде – 78 % всего скота молочных пород. Они способны на высокую молочную продуктивность (9000-12000 кг и более молока за лактацию при содержании жира в молоке на уровне 3,4-3,8 %). Масса взрослых коров – 650-700 кг, а быков-производителей – до 1200 кг. Животные характеризуются хорошо развитым чашеобразным выменем, приспособленным к доению с использованием современных доильных установок. Распространение голштинов по миру идет очень быстрыми темпами, а конкурентов по показателям продуктивности у них фактически нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время.

Вместе с тем, ориентируясь на голштинскую породу при производстве молока, нужно понимать, что привычные аксиомы кормления, выработанные советскими учеными на поголовье коров низкой и средней продуктивности (красная степная, симментальская и т. д.) в отношении голштинов работать не будут и, прежде всего, это касается оценки питательности кормов и рационов.  

Устаревшая система овсяной кормовой единицы (ОКЕ) сегодня не способна обеспечить высокую продуктивность коров. Главной причиной этого является использование (при выведении ОКЕ) в качестве модельного животного взрослого вола, в теле которого при скармливании сверх поддерживающего корма 1 кг овса среднего качества откладывалось 150 г жира. Далее определяли жироотложение в теле такого же животного в результате, например, скармливания килограмма силоса (30 г жира), а затем сравнивали его со значением жироотложения, полученным при скармливании овса (150 г). В результате, если за одну кормовую единицу принимали 1 кг овса, то питательность одного килограмма силоса была равна: 30/150 = 0,2 овсяные кормовые единицы.

Таким же образом поступали и с другими кормами, а на основании полученных результатов составили таблицы питательности кормов, основным показателем которой была овсяная кормовая единица, предложенная в 1923 году профессором Е.А. Богдановым. До сих пор во многих странах СНГ ее применяют в расчетах рационов в связи с простотой и удобством.

В принципе, методический подход к выведению ОКЕ достаточно логичен. Действительно, в образовании в теле взрослого вола 150 г жира при скармливании ему 1 кг овса среднего качества принимали участие все без исключения питательные, биологически активные вещества этого корма, а также его обменная энергия. Это дает право считать кормовую единицу обобщенным показателем питательности.

С другой стороны, распределение энергии и питательных веществ в теле вола кардинально отличается от такового в теле, например, коровы. Если в первом случае распределение энергии идет только в двух направлениях (на поддержание жизнедеятельности и отложение жира), то во втором таких направлений становится значительно больше (поддержание жизнедеятельности, лактация, развитие эмбриона, восстановление живой массы после раздоя).

Следовательно, овсяную кормовую единицу можно со стопроцентной эффективностью применять только при нормировании кормления взрослых откормочных животных (которым фактически и является вол). На практике же ее использовали для составления рационов всех половозрастных групп крупного и мелкого рогатого скота, а также животных с отличной от жвачных физиологией пищеварения (свиньи, лошади, кролики и т. д.).

В результате на высоких уровнях продуктивности указанная выше теоретическая неточность в определении питательности кормов и рационов превращается в фактическую ошибку продуктивности.

Так как же быть в том случае, когда мы планируем получить высокий уровень продуктивности от сельскохозяйственных животных? Здесь необходимо изменить традиционные для стран СНГ принципы нормирования кормления и перейти от обобщенного показателя питательности кормов и рационов (овсяной кормовой единицы) к факториальной системе нормирования.

Например, нормирование кормления коровы в период разгара лактации нужно проводить с учетом таких факторов влияния: живой массы животного, планируемого удоя, заданного показателя содержания жира в молоке, недели лактации и уровня возобновляемости живой массы коровы.

С учетом этих факторов рассчитывают необходимое содержание в рационе животного сухого вещества, обменной энергии и сырого протеина, а также всех остальных питательных, минеральных и биологически активных веществ (24-26 показателей). В таком случае полученные нормы кормления будут максимально отвечать потребности животного, а уровень его продуктивности будет близок к максимуму, определенному генетическими возможностями.

Высокопродуктивное молочное скотоводство сегодня использует именно такие принципы и игнорировать их нельзя, если речь идет об удое коров на уровне 5-12 тыс. килограмм молока за 305 дней лактации.  В то же время, нельзя не отметить несовместимость принципов составления рационов для коров, принятых в западном мире и традиционных для стран СНГ.

В первом случае за основу взяли определение уровня фактического потребления коровой сухого вещества объемистых кормов, исходя из которого проводят дальнейшее нормирование содержания питательных веществ и энергии в ее рационе. Это выглядит логично, но требует постоянного опытного контроля уровня поедаемости кормов животными, который естественным образом зависит от набора и качества кормовых средств. Данный показатель все время меняется и системно контролировать его в наших хозяйствах вряд ли будут.

В странах СНГ традиционно сложился иной подход к этому вопросу. Здесь привыкли составлять рацион по готовой норме кормления, оперируя структурой и набором кормовых средств. Эта система успешно использует овсяную кормовую единицу в качестве основного показателя питательности рациона и единицы бухгалтерской отчетности в животноводстве.

Такое противоречие приводит к тому, что на постсоветском пространстве большинство хозяйств до сих пор использует в нормировании кормления скота и других животных систему овсяных кормовых единиц, которая в главном на этой территории специальном справочном издании (Нормы и рационы кормления с.-х. животных. Справочное пособие. 3-е издание / Под ред.  А. П. Калашникова, В. И. Фисинина, В. В. Щеглова, Н. И. Клейменова. – Москва. 2003. – 456 с.) уже 15 лет назад была полностью исключена по приведенным выше соображениям.

Причиной указанного несоответствия теории и практики является отсутствие понятного специалистам на производстве алгоритма составления рационов коров, который по приемлемым для нас принципам учитывал бы новые достижения науки о кормлении животных на прогрессивной факториальной базе нормирования. Здесь основным положением должно быть не экспериментальное определение потребления коровой сухого вещества объемистых кормов (трудоемкое и неудобное в производственных условиях), а наличие четкой структуры рациона (соотношения в нем отдельных групп кормов, выраженного в процентах от показателя общей питательности).

Вот только вопрос о выборе такого показателя питательности до сих пор остается открытым.

Ранее структуру рациона коровы определяли тип ее кормления и период лактации, а в роли основного показателя питательности выступала ОКЕ. Сейчас мы вынуждены от нее отказаться, поэтому необходима полноценная замена. Если такой замены не будет, то в научных трудах и далее будут фигурировать понятия энергетической кормовой единицы, обменной энергии, чистой энергии лактации и т. д., а на практике рационы будут продолжать составлять в системе ОКЕ.

Кроме перехода на факториальное нормирование кормления молочного скота голштинской породы в системе кормления наших хозяйств необходимо учитывать еще несколько основных параметров.

Во-первых, это новое разделение клетчатки в рационе на нейтрально-детергентную (НДК) и кислотно-детергентную (КДК) фракции. Понятие «сырой клетчатки», к которому привыкли отечественные животноводы, нежелательно использовать при составлении рационов высокопродуктивного молочного скота, в связи с существенными методическими ошибками ее определения с помощью кислот и щелочей. Эти ошибки, связанные с выпадением половины фракции гемицеллюлоз и целлюлоз из состава клетчатки, полностью искажают данные о содержании в корме наиболее ценного для жвачного животного питательного вещества. Вместе с тем, методика, предложенная Van Soest (1991), и используемая сегодня в мировом животноводстве, предлагает более точный способ определения массовой доли клеточных стенок растений (клетчатки) с помощью реагентов, имитирующих процесс переваривания клетчатки в рубце коровы (лаурил натрийсульфат и ЭДТА). При этом фракцию нейтрально-детергентной клетчатки обязательно учитываем в форме рациона и стараемся максимально приблизить к норме, для того, чтобы обеспечить запланированное потребление сухого вещества рациона коровами и получение планируемого показателя содержания жира в молоке.

Во-вторых, обязательно необходимо учесть степень расщепления сырого протеина в рубце. Рационы силосного и сенажного типов, наиболее у нас распространенные, отличаются очень высокой степенью подобного расщепления, в результате чего микроорганизмы рубца максимально превращают такой белок в аммиак, но связать его в полном объеме в форме собственных аминокислот они уже не в состоянии. Таким образом, эффективность использования сырого протеина в организме коровы снижается, не говоря уже о проблемах лишнего азота в организме, нагрузке на печень, состоянии кетоза и т. д.

Современные технологии (например, экструдирование зерновых кормов), позволяют решить эту проблему в скотоводстве, снижая степень расщепляемости протеина зерна в рубце, что, при кормлении высокопродуктивной коровы, позволяет сбалансировать поступление белкового азота как с микроорганизмами рубца, так и в кишечнике.

Третьей характерной чертой современных рационов высокопродуктивного скота голштинской породы является точный баланс макро, микроэлементов и витаминов, что достигается с помощью разнообразных кальциево-фосфорных добавок (мел, монокальцийфосфат и прочие), и, безусловно, использованием премикса.

Очень часто отечественные животноводы игнорируют вопрос наличия микроэлементов (железо, медь, кобальт, селен, йод и т. д.), а также витаминов в рационах коров и считают лишней роскошью покупку премикса. Такой подход при кормлении голштинских коров абсолютно неприемлем, а их рацион должен выглядеть примерно таким образом, как показано на рисунке 2.

Как нужно кормить высокопродуктивных коров?

Рисунок 2. Современная форма рациона высокопродуктивной коровы

Предлагаем посмотреть другие страницы сайта:
← BouMatic представляет новый инновационный доильный зал | Технологические особенности выращивания телят в индивидуальных и групповых домиках →


#РЕКОМЕНДУЕМОЕ:


Кормление, рост и развитие в период 0-9 недель
Надувные шторы для коровников
Семейная ферма. Малые фермы
Уход за скотом и содержание КРС в летний (пастбищный) и зимний (стойловый) периоды
Высшая нервная деятельность у животных
Поилка WaterMaster 96
Поилка индивидуальная пластиковая для КРС с подогревом SH30
Железница у собак лечение
Побочные кормовые продукты производства масла
Условия, необходимые для комфортного содержания
Кормление спортивных лошадей
Насморк у кур лечение


Информация о товарах и услугах для КРС


Оборудование для водопоения
Подробнее
Резиновое покрытие
Подробнее
Вентиляция и микроклимат
Подробнее
Удаление и переработка навоза
Подробнее
Гигиена доения
Подробнее
Обработка копыт
Подробнее

Заказать звонок
Контакты
РФ, г.Смоленск, Трамвайный проезд, д.6В
Мы перезвоним вам